вторник, 21 октября 2014 г.

Подробнее о Project X


Ноябрь 2011 для меня дата, когда я впервые сел в лодку Рroject x56и начал активно тренироваться на ней, а так же изучать все ее возможности. 
Прошел год, и в честь этого хотелось бы поделиться своим опытом и накопленными знаниями.


Вернемся на год назад, когда выбираешь для себя новую лодку, то прислушиваешься к мнению окружающих и информации, полученной из интернета, а так же выслушиваешь всякие мифы и домыслы (Во всяком случае, так было со всеми моими лодками). И вот уже спустя какое-то время, ты уже можешь сам оценить каяк, а потом и разобраться во всей информации, которую ты получил раньше и понять, что было правдой, а что нет. 
Что же, этот этап пройден и хочется помыслить в слух о всем, что связанно с каяком Project 56x.

Начнем по порядку: мифы

Как и любую лодку, каяк от Wave Sport окружает целый ряд мифов. Некоторые из них плавно перекачивали от предыдущих моделей, некоторые появились недавно, но все они существуют и о них нельзя не поговорить. В первой статье речь пойдет о размерах. И так:

Миф о размерах: Размер имеет значение

Так случилось, что прошлая линейка моделей Project (45, 52, 62) имела достаточно большой разброс размеров, которые к тому же довольно сильно отличались друг от друга. Особенно это касалось разницы между пятидесятой и шестидесятой моделями. Таблица веса для каякера говорила о том, что 62 подойдет для падлеров весом от 90 киллограм, но на самом деле эта лодка была намного больше, тяжелее, а так же ее форма реально отличалась от 52 (стандартной матрицы), что сделало шестидесятую модель проджекта совершенно непонятной лодкой и к тому же не особо популярной. Тем самым в линейке выбора оставалось две модели лодок. И каякер, который хотел попробовать Project, мог попробовать 52 или 45, и если у него не получалось в него влезть, или он был слишком большой для него, то ему приходилось искать другую марку каяка. 



По этим схемам лодки абсолютно одинаковы, но на деле это оказывалось не так

Это мнение устойчиво закрепилось в обществе и осталось по умолчанию: «Лодка объемом больше 52/56 — огромная, неуправляемая и тяжелая». Так же к тяжести и неуклюжести наложилось первичное мнение от прототипа (оранжевого цвета) Project 56х, появившегося за пол года до поступления лодки в продажу, в России. Оранжевый прототип, который зимой приехал в бассейн Черкизово не был финальной версией лодки. Прототип отличался и отличается от серийной модели. 



Что же касается Project 64х, то старые впечатления и мнения о 62ой модели, а так же не распространенность размера падлера, наложили на эту лодку похожую печать. Таким образом лодка не обросла популярностью и поклонниками. Я сам относился к этой лодке предвзято до августа этого года. Но, когда на заключительном этапе Кубка Мира по Фристайлу мне удалось потренироваться и выступить на этой лодке, мое мнение изменилось.

Выбор на эту лодку пал по причине специфики плейспота, стиля катания и авантюрных соображений. А так же хотелось опробовать эту лодку все же на бурной воде, которая бы показала настоящие возможности этой модели, ибо по собственному мнению гладкая вода не предоставит всех нужных сведений и не сможет раскрыть потенциал лодки. 



Скажу сразу, что первая тренировка кардинально изменила бывшее предвзятое отношение к этому каяку. А так же, повлияла на дальнейшее решение выступать на ней в финальном этапе Кубка Мира

Что первое бросилось в глаза?


Разница весов:

Теперь она оказалась не колоссальной — 1 килограмм. 
Модели 56 и 64 имея разницу в 8 галлонов получают разницу в весе всего в килограмм, что не так сильно заметно с первого раза. Закинув лодку на плечо не чувствуешь особой тяжести, как будто несешь Project56x с водой внутри.
(А вес каяка в бочке не имеет особого значения)

Формы:

Форма 64 — это увеличенная форма 56го. Именно увеличенная, а не измененная с неравным распределением объема. Мне нужная была 56 модель, но с большим объемом и эта лодка удовлетворила мои запросы.
Объем распределен в 64 равномерно, а именно: 64х = 56х* 1,14 и никак иначе. А это и есть правильная градация размерной линейки.

Единственное отличие, которое бросилось в глаза — это кокпит, который в 64ой модели имеет больший размер, в отличии от 48 и 56 модели.
На тренировках 64х показал себя с хорошей стороны и справился со всеми запросами, которые возлагались на нее. 

Объема хватало на огромные прыжки в бочке (что прямо зависит от формулы веса каякера к объему лодки), при этом не было постоянного касания дна, что случалось с прежним объемом. Картвильные элементы сначала давались сложнее (особенно это касалось гладкой воды), но уже после некоторой практики их выполнение становится легче, а лодка на них слушается лучше и ведет себя стабильнее, не отдавая борта на закусывания и не проваливаясь в пену.

Смена лодки — большое дело, это так же касается смены размеров одной и той же модели, так как больший объем сначала ведет себя не послушно. Гладкая вода — первое место где вы опробуете модель, собьет Вас с толку и это нормально. Привычные объемы было легче затопить, вставая на нос и корму. Но разница начинает бросаться в глаза тогда, когда на бочке или волне начинаешь ощущать лодку и понимать как использовать ее новые возможности, а они велики, если предыдущая лодка действительно была для вас мала.

Общее впечатление от модели оказалось выше положительного. И если я дойду до той массы, что встанет выбор о смене лодки, то я уже без замешательства перелезу на 64ую модель.

Мода на запихивание себя в минимальный объем ушла, и размеры лодок стали соответствовать запросам. Поэтому не надо бояться больших лодок и смело выбирать то, что рассчитано под Вас.


Миф о цвете

До этого года для меня был не известным, но когда все больше человек мне стало говорить о разности соотношения цветов и размеров, то в этом захотелось разобраться поподробнее. 

Впервые эту фразу я услышал от менеджера американской командыWavesport – Брайана Кирка (Bryan Kirk), который на вопрос о смене лодки на больший объем, ответил, примерно так: «Попробуй желтую». Тогда я не придал особого значения этой фразе и посчитал ее за шутку. Позже шутка повторилась дважды. Что стало толчком для разбора этой фразы с двух сторон: теоретической и практической. 

Теоретическая часть

Теоретическая часть началась с опроса, в круг опрашиваемых людей попали каякеры из команды WaveSport и спортсмены, которые ранее в ней состояли. Получилось расспросить добрый десяток именитых спортсменов, таких как: Bryan Kirk, Peter Csonka, Tomas Andrassy, Marcel Bloder, Martin Koll, Haley Mills и многих других. Из разговоров выяснилось, что полиэтилен, который использует компания Wavesportдействительно имеет некоторые особенности. А именно разность времени остывания определенных цветов полиэтилена. Из-за чего существует скрытая линейка зависимости объемов от цветов, а так же прочности самого изделия. 


Peter Csonka на волне Nile Special, на Project 52

В основном, всегда речь шла о классических цветах лодок, а не о миксах, то есть — желтый, красный, зеленый. Из информации полученной от всех вышеперечисленных каякеров получалась следующая картина: желтая лодка считалась самой большой, а красная самой маленькой. Причем, внешне, размеры выглядят абсолютно одинаковыми. Как говорилось раньше, основная идея — остывание полиэтилена, а так же усадка этого материала. Таким образом разница гранул полиэтилена заметна именно в тот момент, когда заготовка лодки, после обжигания в матрице, вытаскивается из мыльницы и помещается в комнату для остывания, перед подготовкой к следующему этапу. Гранулы желтого пластика при остывании имеют самую высокую усадку, тогда как красные дают самую низкую. На что это влияет? На объем лодки внутри! 

Да, именно объем внутри! Для простоты описания можно привести пример с тестом и дрожжами. Если будет мало дрожжей, то тесто не поднимется высоко, при приготовлении, а вот большое количество дрожжей может изменить эту картину. Примерно такая же картина происходит и здесь. Таким образом желтый полиэтилен имеет меньше «дрожжей», что делает его более тонким, при использовании того же количества материала, тогда как красный полиэтилен получается толще. Из-за этой разницы и получается, что желтая лодка имеет больший объем, чем красная, но именно внутри. 


Martin Koll на одном из этапов Кубка Мира

Но не только желтая лодка большая, вслед за ней идет зеленый цвет, который не на много отстает. Таким образом можно выявить вторую сетку размеров для лодок, но уже по цветам, где во главе объемных лодок будет стоять самый светлый полиэтилен, а во главе менее объемных — самый темный. Миксовые цвета в этой таблице бы заняли среднюю позицию.

И это не последняя разница, которая возникает при анализе цветов. Есть еще более интересная сторона этого вопроса — толщина и прочность полиэтилена. Если желтый каяк получает более тонкие и твердые стенки, то красный каяк с его толстыми и мягкими стенками может посоревноваться с ним в износостойкости. И тут уже, кто победит будет решать стиль катания и место использования каяка. Эту мысль часто повторял Марсель, который говорил о не долгом сроке жизни желтой лодки, которая при ударах скорее давала трещину, чем просто царапалась или выгибалась. Таким образом появляется, уже, третья сетка для лодок, но уже рассказывающая о цветах и прочности, которую получают эти цвета. В этой сетке на лидерские позиции выходят более темные цвета, но это уже глубокая теория, такая же как и разница в весах полиэтилена.


Peter Csonka и Marcel Bloder на тренировке

А вот последней фразой во время интервью, которая стала толчком к началу практики, стала фраза Кати Кульковой, которая сказал следующие: «Чонку могли запихнуть только в ЖЕЛТЫЙ Project 52!», после этого я попросил Мартина и Браина дать мне свои лодки на пробу.

Практическая часть



Передо мной лежали три лодки:
Желтая — Брайана Кирка.
Красная — Мартина Колла.
Трехцветная — моя.

Этот тест получилось провести только в последние дни соревнований, поэтому в моем распоряжении был только берег и тихое улово, до бурной воды так и не добрались. Для первых ощущения достаточно было просто по очереди посидеть в каждой из лодок. По уже предвзятому отношению или по правде, показалось, что лодки действительно разные. Так, в красной мне было тесно, а в желтой на много просторнее и даже хотелось добавить немного больше пены в нос лодки. Гладкая вода не показала особых отличий. Ощущения были смешанными: то ли разница реально так велика, то ли это просто мне так хочется думать. 



Главным плюсом в этом тесте оказалась информация о прочности лодок, а так же возможный толчок для более глубокого изучения разницы цветов и объемов. По приезду в Москву я выбрал желтую лодку для следующего сезона и надеюсь, что Уганда поможет разобраться в этом мифе до конца.


Stasyan

Комментариев нет:

Отправить комментарий